• Главная
  • О нас
  • Соревнования
  • События
  • Спортсмены
  • Контакты
  • Сколько стоит безопасность детей?

    4 декабря в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на федеральной трассе Ханты-Мансийск — Тюмень произошла страшная авария с гибелью детей. На 926-м километре столкнулись автобус, перевозивший членов детской спортивной команды по акробатике, два легковых и один грузовой автомобиль. В момент ДТП в автобусе находилось 32 человека — из которых 29 детей, два сопровождающих и водитель. Авария унесла жизнь 12 человек, в том числе 10 детей. Больше двадцати человек увезли в больницу с различными травмами.

    Началось следствие. Представители СУ СК РФ полагают, что аварию спровоцировало обоюдное грубое нарушение правил дорожного движения водителями двух транспортных средств — автобуса и грузового автомобиля, который непосредственно в столкновении не участвовал, но перевозимый им груз задел автобус. Алкогольного опьянения ни у одного водителя не выявили. Действия виновников ДТП квалифицируются в соответствии с частью 5 статьи 264 УК России (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), оба водителя арестованы.

    СК и прокуратура стали проводить проверки всех причастных к организации трансфера юных спортсменов на соревнования в Ханты-Мансийск из Нефтеюганска. В результате следователи задержали представителя индивидуального предпринимателя из Нефтеюганска, фактически организовавшего предоставление транспортных услуг. Его подозревают в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (часть 3 статьи 238 УК РФ). Какие именно требования безопасности были нарушены, не сообщается.

    Были также допрошены начальник отдела игровых и гимнастических видов спорта Управления спортивно-массовых мероприятий АУ ХМАО — Югры «ЮграМегаСпорт», должностные лица администрации Нефтеюганска, начальник отдела ДПС УГИБДД УМВД России по ХМАО — Югре, директор (которую впоследствии поместили под домашний арест) и тренер-преподаватель МАУ ДО СДЮСШОР «Сибиряк». В частности, в спортивной школе прошел осмотр помещения, были изъяты документы, касающиеся организации поездки детей, приказы о командировании на соревнования сотрудников и их должностные инструкции.

    Незамедлительной была реакция на происшествие и из Москвы. Так, Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил проанализировать законодательство в сфере безопасности на транспорте. Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева, комментируя ДТП в ХМАО — Югре, заявила о необходимости ужесточения охраны труда водителей автобусов, перевозящих детей. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова и вовсе призвала рассмотреть вопрос о запрете перевозки детей рейсовыми автобусами.

    Глава МЧС поручил проверить работу общественного транспорта в регионах, подчеркнув, что транспортировка организованных групп — это особая ответственность. Отреагировала на трагедию и Генпрокуратура, предложив внести изменения в правила перевозки детей в автобусах. В надзорном ведомстве считают, что даже один автобус с детьми должен обязательно сопровождаться автомобилем ДПС (действующие правила организованной перевозки детей предусматривают сопровождение только при наличии колонны, состоящей из 3 и более транспортных средств). Об ужесточении правил организованной перевозки детей заговорили и в Госдуме. Предлагается повысить требования к стажу водителей автобусов, осуществляющих перевозку детей: до трех лет из последних пяти календарных лет (сейчас не менее одного года из последних трех календарных лет), а также обязательно привлекать медработника к сопровождению независимо от длительности маршрута (сейчас присутствие медработника предусмотрено только, если путь занимает больше 12 часов). Кроме того, уже начались повсеместные проверки соблюдения правил перевозок организованных групп детей. Только повысят ли они безопасность детей в пути? Причины соблюдения или не соблюдения правил перевозки детей лежат гораздо глубже и совсем в другой плоскости…

    Денег нет, но вы держитесь

    В ДТП попал автобус с детьми, которые возвращались со спортивных соревнований. А это значит, что решение вопроса «как доставить юных спортсменов до места соревнований и обратно» было возложено на спортивную школу. Очень часто, не только в ХМАО, но повсеместно в стране, руководство спортивных школ из-за недостатка финансирования вынуждено собирать деньги на дорогу с родителей воспитанников и частных спонсоров, поддерживающих спорт. Именно скудное финансирование приводит к тому, что перед спортивными школами и клубами стоит «вечная» дилемма: либо купить новый инвентарь, либо оплатить перевозку детей «по всем правилам». А часто приходится делать и такой выбор: либо отправить детей без надлежащего оформления перевозки, либо вообще отказаться от участия в соревнованиях. И получается, что каждый на месте решает, за счет чего ему сэкономить. И это не из-за халатности, а просто потому, что другой возможности участвовать в соревнованиях нет.

    Пока львиная доля финансовых средств тратится на спорт высших достижений, спортивные школы «крутятся, как могут», чтобы массовый спорт тоже развивался. Но недостаток финансирования, а часто и его полное отсутствие — главная проблема, из которой вытекают все остальные.

    О том, почему, например, в первенстве области по футболу среди детских и юношеских команд не участвуют многие ребята из районов, рассказал Александр Меньших, президент федерации футбола Тамбовской области.

    — В основном во всех городах и районах есть тренеры при детских спортивных школах, дети занимаются. Так почему не приезжают команды? Причины две. Это — нехватка финансов и не выделение, не предоставление автотранспорта муниципалитетами. Есть школьные автобусы (потому что все детские спортивные школы находятся в ведении управления образования), которые развозят детей по селам, но они почти всегда заняты. Мы попытались как-то улучшить существующую ситуацию и приняли решение проводить соревнования во время каникул, когда детские школьные автобусы освобождаются и у детей есть возможность принять участие в соревнованиях. Также внесли еще одну корректировку — пытаемся сформировать несколько территориальных точек, чтобы исключить длинные поездки. К примеру, что Мичуринск не ездил в Моршанск или Кирсанов. Но все это дается очень непросто. Действительно решить проблему с доставкой детей на соревнования можно только за счет увеличения финансирования, — убежден Александр Меньших.

    Нерушимой отечественной традицией после каждой трагедии стало ужесточение каких-либо правил, проведение тотальных проверок и обязательное показательное наказание виновных. Не спорим, отчасти это целесообразно. Однако далеко не всегда при таком подходе вскрываются истинные причины произошедшего. Например, как оформление или неоформление таких-то документов могло сказаться на действиях одного или двух водителей, ставших непосредственной причиной ДТП? Тем более, что водитель автобуса имел достаточную квалификацию для осуществления перевозки детей. Скорее, нужно вести речь о состоянии дорог, оборудовании их отбойниками, разграничивающими встречные потоки транспорта, соблюдении правил перевозки грузов. Конечно, закон соблюдать необходимо. Но и ответственность за его нарушение должна наступать с учетом того, какие последствия стали результатом действий именно виновных лиц.

    Юные спортсмены могут стать невыездными

    К чему же может привести ужесточение правил организованной перевозки детей или же ужесточение контроля в рамках действующих правил? Отнюдь не к тем последствиям, на которые рассчитывают контролирующие органы. По всей видимости, детей просто перестанут возить на спортивные соревнования, чем будет нанесен непоправимый урон развитию массового спорта. По нашем сведениям, уже поступило указание в спортивные школы на время вообще отказаться от перевозок детей.

    Но даже когда этот негласный запрет будет снят, объем перевозок резко сократится. Ведь ни руководству спортивных школ, ни тренерам, ни перевозчикам не захочется разделить судьбу арестованных в ХМАО — Югре коллег, которые не имели прямого отношения к ДТП. А потому, когда не будет возможности организовать перевозку официально, везти детей на соревнования не будут вообще. Казалось бы, нужно радоваться, ведь закон восторжествует! Но произойдет это ценой отказа от участия в спортивных соревнованиях.

    Что же делать?

    В минувшую пятницу состоялись публичные слушания по проекту бюджета Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Одно из предложений к проекту бюджета внес руководитель областной федерации практической стрельбы Андрей Сапрыкин. Он предложил выделить дополнительно на развитие физической культуры и массового спорта в 2017 году 10-15 миллионов рублей, направив эти средства на проведение спортивными федерациями Тамбовской области спортивных мероприятий согласно календарных планов, в том числе, на решение вопросов обеспечения их безопасности. Эта инициатива обосновывается тем, что спортивные федерации не имеют достаточного для проведения соревнований объема собственных средств, поступающее государственное финансирование тоже незначительно. В таких условиях обеспечить проведение соревнований на должном уровне в плане безопасности участников, включая и безопасность перевозок, невозможно.

    Комментирует Виталий Вутнанс, президент Тамбовской региональной общественной организации «Старт Инвест»:

    — Наша организация много лет занимается привлечением средств предпринимателей для развития физической культуры и массового спорта в Тамбовской области. Часто к нам обращаются с просьбой профинансировать поездки спортсменов на соревнования. Однако в связи со сложившейся после аварии автобуса ситуацией ТРОО «Старт Инвест» заявляет о прекращении финансирования перевозок детей. Мы не хотим подставлять руководителей спортивных школ под уголовную ответственность за действия, в которых их вины нет. Если государство действительно заинтересовано в обеспечении безопасности перевозок, то оно должно выделять достаточно средств на их осуществление, исключить предъявление к организаторам перевозок излишних, затрудняющих перевозку требований, не содержащихся в нормативных документах. И, безусловно, должно уделяться больше внимания состоянию дорог.

    Комментирует Павел Плотников, депутат Тамбовской областной Думы:

    — Поддерживаю предложение спортивной общественности области о выделении дополнительных средств на проведение спортивных соревнований, в том числе, на обеспечение их безопасности. Как член исполкома региональной шахматной федерации знаю, что государственное и муниципальное финансирование массовых спортивных соревнований действительно находится на крайне недостаточном уровне. Уверен, что при всех трудностях с бюджетом изыскать дополнительные средства на эти цели можно и нужно. При дальнейшем обсуждении бюджета области в областной Думе буду отстаивать эту позицию.