• Главная
  • Архив
  • Соревнования
  • События
  • Спортсмены
  • Контакты
  • Предложения по развитию спорта на Тамбовщине

    28 апреля 2016 года состоялось общественное обсуждение предложений Тамбовской региональной общественной организации «Старт Инвест» по совершенствованию государственной поддержки развития физической культуры и массового спорта в Тамбовской области. В обсуждении приняли участие представители органов государственной власти и местного самоуправления Тамбовской области, спортивных федераций, спортивных школ, бизнес-сообщества.

    Публикуем предложения, доработанные по результатам обсуждения. Они направлены в органы государственной власти Тамбовской области и органы местного самоуправления г. Тамбова. См. также репортаж о ходе обсуждения.


    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Тамбовской региональной общественной организации «Старт Инвест»
    по совершенствованию государственной поддержки развития физической культуры и массового спорта в Тамбовской области

    В настоящее время действует государственная программа Тамбовской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014 - 2020 годы (далее — Программа), утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 27 сентября 2013 г. № 1075 (с последующими изменениями).

    Программа предусматривает проведение большого количества мероприятий, направленных на государственную поддержку развития физической культуры и спорта в Тамбовской области. Вместе с тем, представляется, что ряд положений Программы могут и должны быть усовершенствованы. В связи с этим вносим следующие предложения:

    1. Раздел 3 Программы «Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы» в качестве одного из показателей предусматривает «Уровень обеспеченности спортивными сооружениями, исходя из их единовременной пропускной способности», который свидетельствует о развитии спортивной инфраструктуры области. Однако данный показатель никак не характеризует равномерность обеспеченности спортивными сооружениями по муниципальным образованиям области. Так, например, строительство крупного спортивного сооружения в г. Тамбове увеличит общую обеспеченность для области в целом и положительно скажется на доступности спортивной инфраструктуры для жителей г. Тамбова и Тамбовского района. При этом обеспеченность спортивными сооружениями жителей других городов и районов области не изменится.

    Поэтому предлагается наряду с имеющимся показателем ввести показатель разности между максимальной и минимальной обеспеченностью спортивными сооружениями по городским округам и муниципальным районам области. Минимизация этого показателя будет свидетельствовать о равномерной обеспеченности жителей области спортивными сооружениями.

    Соответственно, Программу предлагается дополнить мероприятиями, направленными на минимизацию предложенного показателя.

    2. Предлагается ввести еще один показатель в раздел 3 Программы, характеризующий уровень обеспеченности спортивными сооружениями на бесплатной основе или характеризующий среднюю стоимость пользования спортивными сооружениями. В настоящее время использование спортивных сооружений, в том числе вновь построенных, во многих случаях допускается только за плату. Далеко не всегда эта плата является посильной как для рядовых граждан, так и для спортивных федераций и клубов. Поэтому предлагается разработать и включить в Программу мероприятия, направленные на расширение бесплатного пользования спортивными сооружениями или снижение средней стоимости такого пользования.

    3. В развитие предложений №№ 1, 2 предлагается предусмотреть в Программе мероприятия по передаче неиспользуемых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для нужд спортивных федераций и клубов. При этом использование этих помещений должно осуществляться на безвозмездной основе.

    4. В настоящее время подпрограммой «Развитие физической культуры и массового спорта» Программы предусмотрено строительство нескольких спортивных объектов, которые можно отнести к крупным и средним (в масштабах области): крытые катки, горнолыжный центр, мультистадионы, пришкольные стадионы сметной стоимостью порядка 15 млн. рублей. При этом не предусмотрено сооружение и ремонт небольших и достаточно дешевых спортивных объектов (местных, дворовых, пришкольных), которыми пользуется основная масса граждан, занимающихся физической культурой и спортом. Более того, финансирование совершенствования спортивной инфраструктуры ограничивается 2016 годом. Соответствующие мероприятия отсутствуют и в аналогичных муниципальных программах, о чем можно судить на примере муниципальной программы города Тамбова «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014 - 2020 годы.

    Между тем, именно проблему приближения спортивных объектов к населению упомянул Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на заседании Правительства 31.03.2016, заявив следующее: «Большие дворцы – это, конечно, хорошо, но главное иметь возможность заниматься спортом близко к месту жительства».

    Поэтому предлагаем, в том числе в развитие предложений №№ 1, 2, включить в Программу мероприятия, направленные на сооружение и ремонт небольших спортивных сооружений, расположенных близко к месту жительства населения, в том числе во дворах и парках.

    5. Одной из важнейших составляющих массового спорта является так называемый дворовый спорт, т. е. занятия спортом на открытых площадках, расположенных по месту жительства населения и проведение здесь же спортивных соревнований.

    Между тем, ни в Программе, ни в аналогичных муниципальных программах не предусмотрены мероприятия, направленные на развитие именно дворового спорта. Поэтому предлагаем, в том числе и в развитие предложений №№ 1, 2, включить в Программу мероприятия по развитию дворового спорта.

    При этом нам представляется необходимым передать как дворовые спортивные сооружения, так и функции по проведению физкультурно-спортивной работы во дворах в ведение существующих организаций, действующих в сфере физической культуры и спорта (спортивные школы, дирекции стадионов, спортивных комплексов и т. д.), предусмотрев для таких организаций соответствующее увеличение штатной численности. Это позволит улучшить качество работы по развитию дворового спорта.

    6. Возродить широкомасштабное проведение соревнований по различным видам спорта между трудовыми коллективами организаций, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, для чего включить в Программу соответствующие мероприятия. Примером здесь может служить практика, сложившаяся в силовых структурах.

    7. Расширить практику проведения сезонных тренировочных лагерей для молодых спортсменов, включив в Программу соответствующие мероприятия.

    8. В настоящее время в Тамбовской области ощущается недостаток тренеров-преподавателей, слабый приток молодежи, способной заменить кадры старшего поколения. Программой предусмотрены определенные мероприятия по поддержке тренеров-преподавателей, однако они касаются спорта высших достижений. Предлагаем разработать и включить в Программу мероприятия, направленные на поддержку тренеров-преподавателей, работающих в сфере физической культуры и массового спорта.

    В качестве одного из таких мероприятий прелагаем предусмотреть в Программе целевую подготовку специалистов в области физической культуры и спорта в ТГУ им. Г.Р. Державина с последующим их трудоустройством.

    9. Подпрограммой «Развитие физической культуры и массового спорта» Программы предусмотрены организация и проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта. Однако финансирование данных мероприятий предусмотрено, начиная с 2017 года. Предлагаем предусмотреть финансирование на данные цели и в 2016 году.

    10. Одной из задач подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» Программы значится развитие детско-юношеского и студенческого спорта как базы для подготовки спортивного резерва. Такая постановка вопроса представляется правильной, поскольку развитие массового спорта должно рассматриваться как основа высоких результатов в спорте высших достижений.

    Однако практическая деятельность в сфере спорта высших достижений не в полной мере соответствует данному принципу. Так, тамбовские профессиональные спортивные клубы (например, футбольный, хоккейный и баскетбольный клубы «Тамбов») в настоящее время формируются в большинстве своем за счет привлечения иногородних спортсменов, а не за счет воспитанников тамбовских спортивных школ. Что, с одной стороны, не дает молодым тамбовским спортсменам возможности повышать свое мастерство на профессиональном уровне, лишает их мотивации, а с другой стороны, приводит к излишнему расходованию средств на выплату заработной платы иногородним спортсменам, в то время как эти средства могли бы с большей отдачей быть вложены в развитие массового спорта.

    О неверно расставленных приоритетах свидетельствуют и объемы финансирования подпрограмм «Развитие физической культуры и массового спорта» и «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва». Лишь в 2014 году по первой из них предусмотрено финансирование в 1,2 раза больше, чем по второй. В последующие годы приоритет в финансировании отдается спорту высших достижений: в 2015 году — в 6,5 раз, в 2016 году — в 1,7 раза, в 2017 году — в 6,8 раза, в последующие годы — примерно в 3 раза.

    Предлагаем разработать и включить в Программу мероприятия, направленные на установление приоритета развития массового спорта как основы для развития спорта высших достижений.

    11. В настоящее время во всех городах и районах области открыты центры тестирования ГТО. В г. Тамбове действуют два таких центра, что представляется недостаточным. Между тем, в соответствии с действующим порядком создания центров полномочиями центров тестирования могут быть наделены организации, основным видом деятельности которых является деятельность в области физической культуры и спорта. Таких организаций в Тамбовской области и г. Тамбове достаточно много.

    Поэтому предлагаем включить в Программу мероприятия по расширению числа центров тестирования ГТО за счет организаций, действующих в сфере физической культуры и спорта. Такое расширение будет способствовать как популяризации комплекса ГТО, так и дополнительной поддержке указанных организаций.

    12. Предлагаем предусмотреть в Программе мероприятия, направленные на формирование предложений для включения их в федеральные программы по развитию физической культуры и спорта.

    Помимо изложенных выше предложений по совершенствованию Программы, полагаем целесообразным обратить внимание органов государственной власти и местного самоуправления на недопустимость сноса спортивных объектов в ходе застройки территорий городов и на необходимость комплексного освоения застраиваемых территорий, что подразумевает, в том числе, строительство на таких территориях спортивных объектов.